ИНСТРУМЕНТ, ПРОВЕРЕННЫЙ ВРЕМЕНЕМ
Проектирование и производство стандартного (ГОСТ, ОСТ, ANSI, DIN)
и специального металообрабатывающего инструмента
О ЗАВОДЕ КАТАЛОГ ПРОДУКЦИИ УСЛУГИ ПРАЙС-ЛИСТ ISO 9001:2000 КОНТАКТЫ
 Долбяки зуборезные
  • прямозубые стандартные и специальные дисковые, чашечные и хвостовые
  • косозубые стандартные и специальные дисковые, чашечные и хвостовые
     Фрезы

    Новая продукция и снижение издержек производства - главные элементы инвестиционной деятельности предприятий в современных экономических условиях

    - На Восточно-Сибирскую железную дорогу поступили новые локомотивы
    - ООО "Юргинский машзавод" потратит 280 млн. рублей на техническое переоснащение ТЭЦ предприятия в 2006 году
    - "Агромашхолдинг" приступил к поставкам техники в Кыргызскую Республику


    Заянчуковская Н. В., Пухова Г. В.

     

     

    Целью большинства инноваций на анализируемых предприятиях различных отраслей и регионов в постсоветской промышленности является обеспечение устойчивой деятельности в нелегких современных условиях. При этом завоевание своей ниши на рынке товаров требует постоянной работы по обновлению выпускаемой и выпуску новой продукции. Разработка и внедрение в производство новых изделий как продуктовая инновация содержится практически во всех представленных отчетах.

     

    Идея производства новой продукции на большинстве объектов созревает на основании изучения специальной литературы, участия в выставках, общения с коллегами, изучения рынка. Объем работы по изучению технической и маркетинговой информации может быть весьма значительным, особенно в таких отраслях, как машиностроение, химическая промышленность (примеры: предприятие "Деталь", завод "Ивастром", завод "Химик"). Проще этот процесс проходит в отраслях, выпускающих продукты питания и товары народного потребления. На одном из предприятий даже описан случай, когда выпуск новой продукции был решен при кратком разговоре директора с технологом и последующем приобретении за небольшую цену оборудования обанкротившегося предприятия (но в процессе подготовки производства выяснилось, что требуется большой объем работ по сопряжению оборудования).

     

    Имеют место случаи предложения предприятиям готовых проектов новых изделий организацией-разработчиком (погрузчик со сменной частью для завода "Ивастром"), новых рецептов в пищевой промышленности, разрабатываемых отраслевыми НИИ ("Колбасы"). Но большинство идей рождается на предприятиях, выдвигается их руководителями, членами Советов директоров, наблюдательных советов, ведущими специалистами. Следует отметить, что ранее традиционные на предприятиях отделы научно-технической информации были сокращены в начале 90-х годов в первую очередь.

     

    Маркетинговые исследования, предшествующие разработке новой продукции, проводятся с разной глубиной детализации. Для продукции, не требующей больших затрат на проектирование и организацию производства, выясняются только общие направления ее возможного потребления (предприятия пищевой промышленности), более скрупулезное исследование рынка проводится в машиностроении ("Ивастром", "Деталь").

     

    Предприятия со сложившейся производственной структурой, позволяющей производить весьма широкий спектр продукции без установки или значительных затрат на новое оборудование, в первую очередь стремятся производить именно такую продукцию ("ЗАП", "Иваптица", "Костюмные ткани" и др.). Но выпуск принципиально новой для предприятия продукции ведет к необходимости приобретения и нового оборудования, т.е. к значительным финансовым затратам. Но и такая новая продукция разрабатывается на исследуемых предприятиях ("Деталь" - кран для системы отопления автомобиля принципиально новой конструкции, "ЗАП" - аккумуляторная батарея для среднего транспорта). Следует отметить, что и на действующем оборудовании организуется разработка принципиально новой для предприятий России продукции (комбинат "Костюмные ткани" разработал образцы новых тканей из смеси шерсти и вискозы и шерсти и льна, не прибегая к закупкам оборудования).

     

    В ряде случаев (например, в отчете "Спагетти") указывается, что в производство было запущено закупленное несколько лет назад (еще в советское время) и не установленное оборудование.

     

    Ряд анализируемых предприятий создан "с нуля" в последнее десятилетие, и их создание было нацелено на выпуск новой для региона или отрасли продукции (например, "СОЯ" - для выпуска продуктов из сои в Грузии, "Деталь" - для выпуска узлов автомобилей), т. е. здесь и оборудование, и технологии уже при создании рассчитывались на эту новую продукцию.

     

    Экономическое обоснование разработки и производства новой продукции делается в разных формах: бизнес-планов, аналитических расчетов. Бизнес-планы делаются там, где рассчитывают на получение внешних средств (кредитов, финансирования программ). Однако отношение к бизнес-планам скептическое, т.к. часто усилия по их составлению ни к чему не приводят (примеры - "ЗАП", "Ивастром").

     

    В большинстве отчетов подчеркивается, что разработка новой продукции ведется силами своих специалистов. На предприятиях легкой, пищевой и химической промышленности это свои художественные мастерские и группы, лаборатории ("Костюмные ткани", "Колбасы", "Сладкий", "Соя", "Молоко", "Химик"). Предприятия машиностроения стараются также обходиться своими силами или привлекать специалистов извне для временной работы ("Деталь", "ЗАП"). Но в ряде случаев заказывают или покупают разработки в отраслевых НИИ ("Ивастром"). Постоянные конструкторские подразделения на ряде предприятий были свернуты, и временные коллективы собирают по мере необходимости ("ЗАП"). В значительной части принципиально новая для предприятий продукция-это импортозамещающая продукция, и при ее разработке за основу берется импортный аналог ("Механизм", "Деталь").

     

    Создание опытных образцов продукции проходит на своей производственной базе. Большинство анализируемых отчетов и описывают эту стадию реализации продуктовых инноваций. Именно в этот период предполагаемое производство новой продукции становится достаточно известным в коллективах предприятий, т.к. в процесс вовлекается уже большое количество специалистов и рабочих. Контроль разработки может осуществляться приказами с графиками, на периодических совещаниях у руководства предприятий ("Деталь", "ЗАП").

     

    Процесс внедрения разработанного изделия начинается с его представления таким коллегиальным органам, как Технический совет, Художественный совет, Дегустационная комиссия. На них приглашают и потенциальных потребителей новой продукции (например, на Худсоветах на комбинате "Костюмные ткани " всегда присутствуют модельеры, руководители швейных предприятий). Решение о внедрении в производство сопровождается экономическим обоснованием затрат на производство изделий, прогнозируемой ценой. Это очень ответственный этап, и может сопровождаться большими маркетинговыми исследованиями ("Механизм", "Деталь"). Не все разработанные изделия рекомендуются к производству. Например, на складе образцов тканей на предприятии "Костюмные ткани" есть большой набор тканей, разработанных, но не запущенных в производство. Это не является минусом, т. к. заказчики имеют возможность выбора. Пример сложного пути внедрения изделия в производство приведен в отчете ЗАО "Деталь", что объясняется целевым назначением разработанного узла для автомобилей ГАЗ. Следует отметить слабое материальное поощрение разработчиков новой продукции на предприятиях. Так, пользующиеся большим авторитетом в отрасли разработчики тканей на комбинате "Костюмные ткани" получают поощрение только когда продукция завоевывает призовые места с денежной премией на различных выставках.

     

    Продвижение новой продукции на рынок во многом зависит от развитости службы маркетинга. В большинстве отчетов отмечается, что такие подразделения есть. Ряд служб работает активно и успешно, например, на предприятии "Колбасы", к деятельности других у руководства есть претензии ("Костюмные ткани"). Эти подразделения и занимаются продвижением новой продукции на рынок. Рекламная деятельность анализируемых предприятий, в основном, ведется путем представления разработанной продукции на выставках, а также рассылкой по почте рекламных материалов. Для предприятий пищевой промышленности характерно наличие сети фирменных торговых точек, в которых представляется новая продукция ("Иваптица", "Соя", "Молоко", "Сладкий"). Из отчетов следует, что по всей разрабатываемой продукции имеются обоснованные надежды на успех на рынке. В то же время, высказывается мнение об отсутствии политики правительств в направлении поддержки отечественных производителей.

     

    Следует остановиться на статистике инноваций. В большинстве отчетов упоминается, что предприятия знают о соответствующих формах статистики, но их заполнение не соответствует положению дел. Чаще всего предприятия заполняют форму прочерками и за подписью руководителя отправляют в статорганы (например, "ЗАП"). Специалисты отмечают плохую методику заполнения, когда даже обращение в Комитет Государственной статистики не проясняет картину (интервью с гл. экономистом предприятия "Колбасы"). В части продукции предлагается заполнять данные только по принципиально новой продукции, однако четкого определения такой продукции нет (типа ГОСТа). В качестве примера хотим привести исследование заполнения этих форм по предприятиям Ивановской области. За 1999 год из почти 400 средних и крупных предприятий области только 10 (!) представили заполненные формы, из них только одно из наблюдаемых нами. Интересно то, что даже предприятия, чья инновационная деятельность достаточно широко освещается в прессе, не заполняют форму (например, станкостроительное предприятие представило свое новое уникальное оборудование на нескольких международных выставках, но форма не заполнена). Как объясняют работники статистики, если предприятие не показывает затраты на инновации, то и форма не заполняется. Можно согласиться с довольно резким мнением о статистике инноваций, высказанным Главным технологом завода "ЗАП", смысл которого в том, что эта форма, а, следовательно, и ее сводный анализ, ничего не показывают. Вернее, говорит о том, что она несовершенна.

     

    Как следует из отчетов по второму этапу обследования предприятий большая часть инноваций, проводимых на предприятиях России в постсоветский период, направлена на повышение конкурентоспособности своей продукции. Наряду с освоением новых видов продукции, не производимых ранее в постсоветской промышленности, улучшением качества и потребительских свойств, конкурентоспособность обеспечивается ценой на продукцию, более низкой, чем цена на зарубежные аналоги. Существует понятие ценовой конкуренции, то есть из двух товаров одинакового качества потребитель выбирает товар с меньшей ценой. Снижение цены и завоевание рынка своей продукции - одна из главных задач, стоящих перед предприятием в условиях конкуренции. Решение этой задачи основано на проведении инновационных мероприятий, направленных на снижение издержек производства, уменьшение себестоимости продукции.

     

    Сокращение издержек производства - достаточно широкая экономическая проблема. Основываясь на материалах данного обследования, можно сделать вывод, что все типы инноваций, проводимых на предприятиях, включая продуктовые инновации, технологические инновации и даже организационные, тем или иным образом предполагают получение некоторого экономического эффекта от своего внедрения, направлены на снижение затрат предприятия на производство продукции: экономию сырья и материалов, электро- и теплоэнергии, затрат на управление предприятием и продвижение продукции на рынок. Рассмотрим конкретные пути снижения затрат для разных типов инноваций.

     

    Продуктовые инновации. При проектировании и внедрении на предприятиях всех отраслей инноваций типа "новая продукция" одновременно учитывается несколько факторов, как внутренних, так и внешних. Внешние факторы: спрос на данную продукцию, возможные потребители и объемы потребления, наличие на рынке необходимого сырья и материалов, возможные поставщики сырья и цены, затраты на перевозку, конкуренты и цены на аналоги и т.п. Внутренние факторы связаны с возможностями предприятия производить новую продукцию: технологическое и техническое обеспечение, наличие квалифицированных работников, организационное обеспечение. Новая продукция, осваиваемая в производстве, должна удовлетворять требованиям принципиальной новизны для данного предприятия, конкурентоспособности и рентабельности производства. Именно эти факторы оцениваются в первую очередь и являются решающими при принятии решения о внедрении нового изделия в производство. Как отмечалось выше, конкурентоспособность продукции определяется ее качеством и ценой. Ясно, что повышение качества предполагает использование более дорогостоящего сырья и материалов, дорогих технологий и т.п. Снижение себестоимости продукции при сохранении уровня качества имеет предел. В отчете по заводу "ЗАП" в интервью с директором предприятия это положение сформулировано так: "Главное не потерять свою нишу, добиваясь снижения себестоимости". Таким образом, при принятии решения о производстве новой продукции всегда решается дилемма "себестоимость-качество", или, как отмечается в некоторых отчетах, при оценке выбираются такие проекты, которые обеспечивают "лучшее качество меньшей ценой".

      Международный рынок
      Правовая область
      Концепции
      Конкуренция
      Федеральные дороги
      Сотрудничество
      Автопром
      Силовые машины
      Стандартизация
      Новые договора
      Экономическая сфера
      Производство
      ВПК
      Торговые палаты
      Производственные процессы
      Эффективное управление
      Диагностика
      Выставки
     О ЗАВОДЕ
     КАТАЛОГ ПРОДУКЦИИ
     УСЛУГИ
     ПРАЙС-ЛИСТ
     ISO 9001:2000
     КОНТАКТЫ
    Как оформить заказ

    EnglishРусский
     
    Design by "EL" COMPANY